Я работаю в игровой журналистике 10 лет.

Пишу обзоры игр, веду новостную передачу, выступаю на радио и телевидении, развиваю издание про игры и кино.

Расскажу, как устроена работа, сколько платят за статьи и чем хороша профессия для старта карьеры.

Кто такие игровые журналисты

Игровые журналисты — люди, которые хорошо разбираются в видеоиграх и умеют интересно про них рассказать письменно или устно.

Игровую журналистику в России сложно назвать зрелой. В более-менее серьезном виде она появилась в 90-е вместе с приставкой «Денди» и расцветом печатных журналов «Великий Дракон», «Страна игр» и «Игромания».

На заре профессия была наивной: игры только пришли в массовую культуру и были в диковинку. Глубокая аналитика в статьях была не к месту, терминология еще не сформировалась, никто не понимал до конца, как правильно преподносить материал.

Шутеры называли «стрелялками», квесты — «бродилками». Любую игру журналисты старались разложить на совокупность ее составляющих и выставить баллы каждому аспекту, например игровому процессу, графике, музыке. С того времени осталось много забавных мемов: например шкала «ценность для жанра» у «Навигатора игрового мира», которая оценивает каждую игру по максимально абстрактному критерию важности среди конкурентов. Читатели журналов вспомнят нелепые штампы «в погоне за длинным рублем», «многообещающий проект» и «решать, конечно же, вам».

Сейчас, чтобы удержать внимание читателей, журналисту нужен высокий уровень экспертизы. Игроки знают названия отдельных игр, разбираются в жанрах и знают отдельных геймдизайнеров (Кодзима — гений). Грамотный игрожур без труда расскажет про особенности рынка бесплатных игр, текущее место работы разработчиков оригинальной Fallout или причины неудач последних игр Клиффа Блежински, автора Unreal и Gears of War. Для работы нужен культурный багаж и широкий кругозор: как у критика, который пишет про музыку, книги или кино.

Когда игровые журналы выходили на бумаге, самыми популярными жанрами были обзоры и репортажи. Так читатели узнавали о том, какие игры стоит купить уже сейчас, а какие ждать в будущем. Сейчас составить впечатление о любом развлекательном продукте намного проще: есть интернет, трейлеры, тестовые версии игр и стримы — прямые эфиры с прохождением.

С середины нулевых востребованы игрожуры, которые умеют раскапывать и систематизировать информацию, выдавая качественную аналитику или длинные статьи. Читатели ценят эссе с анализом сюжетов игр, подборки лучшего по жанрам, осмысление политических и остросоциальных тем в контексте материала.

Бывают журналисты-новостники и обзорщики. Первые пишут или рассказывают о новостях игровой индустрии, работа вторых — подробные рецензии на игры.

Игровой журналист не обязательно привязан к сайту или журналу — достаточно вести канал в Телеграме, на Ютубе или группу во Вконтакте. Например, недавно стартовавшее медиа OpenMegа базируется во Вконтакте, популярный канал про киберспорт eSports Sheriff прописался в Телеграме, а известный игровой журналист Антон Логвинов, сделавший имя в видеонаправлении «Игромании», ведет блог на Ютубе. Я работаю в онлайн-издании DTF и веду канал «Сахарные игры» в Телеграме.