В апреле 2020 года я запустила курс по написанию прозы: пригласила экспертов, продумала программу, набрала участников и провела девять занятий в интернете.
Я три года занималась продюсированием образовательных проектов, но это был мой первый самостоятельный курс. Я сделала его почти без посторонней помощи и без инвестиций. На старте мне помогали двое друзей: один — с программой курса, а второй — с дизайном и постами в соцсетях. Всего на запуск я потратила 141 000 Р и заработала на первом наборе 66 000 Р.
Расскажу, как мне все это удалось и к чему нужно подготовиться, если вы тоже хотите создать образовательный курс.
- Моей целью не были деньги
- Как появилась идея
- Где я хранила информацию о курсе
- Концепция курса
- Вопросы для разработки концепции курса
- Название
- Программа и расписание
- Эксперты
- Конкуренты и стоимость курса
- Сервисы для работы онлайн
- Смета
- Упрощенный вид моей сметы
- Сайт
- Оферта и оплата
- Реклама и продажи участия
- Общение с участниками
- Занятия
- Результат
- Сколько потратила и заработала
- Второй набор и планы на будущее
Моей целью не были деньги
Сразу скажу, что я не хотела заработать много денег на первом наборе. Если хотите узнать, как построить многомиллионную империю в инфобизнесе, — у меня такого опыта нет.
Я хочу, чтобы однажды курс стал моим основным источником дохода, поэтому у меня есть идеи развития проекта. Но это планы на будущее. Мне кажется, это хорошая стратегия: сначала сделать крутой и выверенный продукт, а потом просить людей платить за него большие деньги.
Как появилась идея
Я писатель, редактор и продюсер. Три года занималась продюсированием образовательных программ по креативному мышлению Most creative camp. У нас был маленький коллектив из четырех человек, но мы обучали команды Сбербанка, МТС, «Касперского» и других известных компаний.
Вместе мы запустили онлайн-курс в телеграм-боте. Постарались, чтобы он получился качественным и полезным: недавно его прошли одновременно 1100 сотрудников «Ростелекома» и поставили среднюю оценку 9,1 балла.
За время работы продюсером я многому научилась и не хотела растерять свой опыт. Поэтому решила сделать собственный образовательный курс. Я несколько лет пишу рассказы и работаю над романом, а литература вообще — главная сфера моих интересов. Мне хотелось совместить знания о проектировании образовательных проектов и свои интересы, чтобы придумать что-то новое в преподавании творческого письма. До этого я сама была на нескольких курсах для писателей, и в каждом из них мне чего-то не хватало, например знакомства с разными подходами к созданию историй, активной практики, увлекательных заданий и новых форматов обучения.
Я хотела, чтобы курс был не просто набором лекций, а небольшим приключением: с сюрпризами, неожиданными и необычными домашними заданиями. Курс не должен был учить людей правильно писать — скорее, показать, как смотреть на мир глазами писателя, везде видеть истории и сюжеты, записывать их и превращать в рассказы.
Я не крутой писатель и лектор, но умею продюсировать образовательный процесс и проектировать программы, поэтому сразу решила, что вести занятия будут эксперты, а я буду участвовать только как модератор.
Чтобы определиться с процессом запуска, я представила, что собираюсь делать текст для сайта курса и задала себе вопрос: «Что нужно рассказать о курсе, чтобы привлечь участников?» Как минимум — описать концепцию, содержание, составить расписание, подготовить список экспертов и определить стоимость участия. Без этого курс не получится.
В итоге вот что я сделала перед запуском:
- Придумала концепцию курса и название.
- Спроектировала программу и спланировала расписание.
- Нашла экспертов и договорилась с ними о работе.
- Изучила конкурентов и определила стоимость участия.
- Выбрала онлайн-сервисы для работы.
- Посчитала затраты и составила смету.
- Запустила сайт.
- Сделала страницы курса в «Фейсбуке» и «Инстаграме».
- Подготовила оферту и разобралась с оплатой.
- Запустила рекламу и начала продавать места на курсе.
Расскажу подробно, как я готовилась к первому набору и как проходили занятия.
Где я хранила информацию о курсе
Чтобы сохранять всю информацию о курсе, я создала папку на «Гугл-диске», а внутри нее — гугл-таблицу с отдельными страницами под каждый блок работы над курсом. Мы вели такие таблицы на проекте про креативное мышление — это очень помогало, потому что вся информация сводилась в один понятный файл.
Вот листы, которые мне понадобились:
- «Расписание» — программа курса по дням и часам, подробное содержание каждого дня и домашние задания.
- «Участники» — имена, адреса электронной почты, номера телефонов, а также сумма, которую они мне заплатили.
- «Смета» — прогноз возможных расходов и доходов, фактические затраты.
- «Задачи» — для этого можно использовать таск-менеджеры, но мне хотелось видеть все в одном месте.
- «Конкуренты» — на этом листе я собрала информацию про другие курсы схожей тематики, чтобы понять, сколько обычно стоит обучение и как оно устроено в других проектах.
- «Название» — это был лист идей о том, как должен называться курс.
Концепция курса
Первое, с чем нужно было определиться, — какую задачу и каким образом будет решать курс.
В своей работе я отвечала на эти вопросы без всякой структуры и порядка, просто рисуя кучу табличек и схем. Когда села писать статью, решила упорядочить этот процесс. Вот что получилось.
Вопросы для разработки концепции курса
Какая цель курса? | Сделать так, чтобы участники почувствовали, что значит быть писателем |
Кто будет участвовать в таком курсе? | Люди, которые хотят писать прозу, но не знают, с чего начать. И люди, которым просто интересно пробовать новое, чтобы лучше узнать себя |
Будет ли у курса финальный продукт? Какой? | В конце мы выпустим собственный литературный самиздат-журнал с рассказами участников |
Каким будет формат занятий? | Минимум теории, максимум практики — на занятиях и в домашних заданиях. Персональная обратная связь каждому |
Какая примерная длительность курса и периодичность занятий? | Около месяца, занятия два раза в неделю |
Кто будет вести занятия? | Приглашенные эксперты из разных областей: писатели, сценаристы, драматурги и редакторы |
Сколько участников будет на курсе? | 12, чтобы можно было работать в парах, тройках, четверках и делиться на две большие команды |
Я подумала, что будет здорово проводить занятия два раза в неделю: тогда участники все время будут включены в процесс, но при этом у них останется время на домашние задания.
Мне важно было сделать камерный курс, чтобы успевать выслушивать всех на занятиях и давать каждому качественную обратную связь. Поэтому я решила, что участников будет 12.
Название
Придумать название было настоящим мучением. Никогда не любила этим заниматься, потому что решение нужно принять надолго: не получится взять и все переиграть в любой момент. При этом название, как и сайт, многое говорит о бренде и его характере.
Сначала я придумала название «Школа писательских опытов». Оно почти полностью отражало суть проекта, в котором ключевое место отводится практике и экспериментам. Это название существовало почти до самого запуска курса и изменилось, только когда был готов сайт. Я отправила его на проверку друзьям — они сказали, что название занудное.
После этого я создала лист для собственного мозгового штурма в гугл-таблице курса и написала знакомым из рекламных агентств, чтобы они предложили свои варианты слов и выражений о писательстве. Получилось где-то пятьдесят вариантов типа «слово за слово», «писать поперек», «пиши». Но все они были заняты или не нравились мне и окружающим.
Вечером перед анонсом курса, окончательно измучившись, я нашла слово «глагол». Уже не стала ни с кем советоваться, а просто попросила дизайнера заменить название на сайте.
Программа и расписание
Мне было важно, чтобы в финале каждый участник написал свой рассказ. Поэтому сначала я выписала в блокнот навыки, которые надо для этого прокачать: научиться смотреть по сторонам, придумывать новое, развивать драматургию и думать о целях героя, подбирать слова и редактировать написанный текст. Это был самый минимум программы курса.
Проект программы я прописала в черновой гугл-таблице. Уже потом перенесла данные в основную таблицу, где по часам и минутам расписала, что будет происходить на каждом занятии. Так стало понятно, что в какой-то день не помещается все, что запланировано, а где-то, напротив, слишком мало заданий.
Сначала я разработала программу, в которой было несколько офлайн-занятий. Но за месяц до старта курса стало ясно, что проводить его в таком формате небезопасно: началась пандемия. Тогда я объявила участникам, что мы полностью самоизолируемся. Все меня поддержали. Через несколько дней после этого ввели запрет на собрания группами больше десяти.
В моем случае это почти не повлияло на программу — я только пересмотрела некоторые форматы заданий, чтобы их можно было провести дистанционно. Например, вместо запланированной прогулки в городе предложила участникам точки на гугл-карте, где нужно было прогуливаться виртуально, а потом придумать историю, которая произошла в этом месте.
Всего занятий было 8. Каждое строилось примерно так: лекция на 30—60 минут, внутри которой много диалоговых моментов, чтобы участники сами думали, как бы они работали над сюжетом или текстом. Потом задание на 30—60 минут и 30 минут — на презентацию решений. В сумме каждый такой блок занимал максимум два часа.
По воскресеньям мы занимались пять часов: два часа длился курс, потом перерыв на час, потом снова два часа занятий. По средам участники занимались по два часа вечером.
Пятичасовое занятие — это жестко: все очень уставали. Поэтому во втором наборе курса я решила делать занятия не длиннее двух часов.
На сайте я прописала программу в общих чертах. Мне нравится, когда никто не видит четкого расписания: если люди не знают, что произойдет через час, они больше вовлечены в процесс и чаще удивляются. Плюс если будут форс-мажоры, можно провернуть все так, что никто не заметит изменений.
Я считаю, что хороший курс похож на голливудский фильм: неожиданные повороты сюжета, спецэффекты, драматургия, которая заставляет прилипать к экрану. Участнику курса должно быть интересно, иначе он запустит на соседней вкладке «Фейсбук» или просто закроет вебинар.
Вот несколько советов, которые помогут подготовить методическую часть курса — продумать лекции и теоретические основы, а также построить его драматургию — понять, что за чем должно идти, чтобы не терялась динамика:
- Чередуйте форматы работы. Разбавляйте лекцию большими и маленькими заданиями: после групповой практики предлагайте индивидуальную, после сложного и напряженного блока делайте перерыв. Учтите, что просидеть два часа на лекции за компьютером и не отвлечься на свои дела почти невозможно.
- Синхронизируйтесь с экспертами. Если приглашаете других людей читать лекции, убедитесь, что вы одинаково понимаете процесс занятий.
- Детализируйте расписание. Расписывайте день по минутам: 20 минут — лекция, 5 минут — объяснить задание, 10 — на выполнение, 20 — на обратную связь, еще 10 минут — запас на всякий случай. Это поможет не выбиваться из графика и оперативно менять длительность занятий, если что-то пошло не так.
Эксперты
Экспертов я выбирала исходя из того, какую тему хотела раскрыть в тот или иной день курса. О поиске сюжетов говорил сценарист короткометражного кино, о развитии героев — драматург, о том, как подбирать верные слова, — главред литературного журнала.
Вместе с экспертами я обсуждала их занятия, чтобы скоординировать подход и продумать задания. Они должны были быть интересными и полезными, не слишком простыми или сложными. Еще одно условие — возможность выполнять задания в онлайне. У кого-то из экспертов уже был набор готовых заданий, а с кем-то мы вместе над ними думали.
Я хотела позвать людей, у которых мне было бы интересно учиться самой, но которые не преподают в других школах. Составить список экспертов было просто: я слежу за творческим миром, а многих уже когда-то добавляла в друзья в «Фейсбуке».
А вот решиться написать незнакомым людям было так сложно, что запуск курса я откладывала несколько месяцев. Но в итоге я отправила приглашения всем, кого приметила. Для убедительности сделала презентацию курса. Мне казалось, что все скажут что-то вроде: «А ты вообще кто?» Но отказался только один человек — на эти даты у него уже были планы.
Один раз мне пришлось написать пост в «Фейсбуке» и посоветоваться с людьми, кто мог бы вести лекцию по драматургии. После этого было легче писать незнакомому человеку: сообщение можно было начать со слов «такая-то посоветовала обратиться к вам».
Конкуренты и стоимость курса
Когда я начинала интересоваться писательскими курсами, больших и серьезных было всего два: первый предлагал долгосрочные программы с одним писателем-мастером, а на втором были лекционные и семинарские занятия с разными известными авторами.
Сейчас курсов стало больше — чувствуется спрос на такое обучение. У всех есть офлайн-версии, и большинство проводятся в Москве: все-таки основная концентрация и писателей, и потенциальных покупателей именно в столице. Есть курсы только для девушек, есть обучение жанровой прозе, работе над рассказами, романами и даже поэзии в онлайне и офлайне.
Я давно следила за темой, поэтому знала все хорошие команды на рынке. Я изучила сайты всех курсов, куда могла бы пойти сама, и выписала их преподавателей, формы обучения, длительность и стоимость. Так я поняла, какие вообще есть расценки и концепции курсов, и прикинула, где среди них может быть мой проект.
В одном из курсов 12 занятий за 2 месяца с разными преподавателями стоили 19 500 Р, а в другом 8 занятий за 2 месяца с одним преподавателем — 16 000 Р. По моему опыту на такие курсы набирают около 20 участников — это неудобно, потому что не хватает времени на работу с каждым.
Мне нужно было установить такую стоимость курса, которая не казалась бы потенциальным покупателям чрезмерной по сравнению с конкурентами, но в то же время позволяла окупить вложенную работу.
Для первого набора я остановилась на 19 000 Р за месячный курс — довольно высокая цена для обычных писательских курсов, но для качественной образовательной программы в целом это совсем недорого.
Я могла бы сделать курс дешевле, но заработать много, если бы набирала больше людей. Но камерный формат из 12 участников был для меня важнее миллионов в кармане: так я могла индивидуально работать с каждым.
Сервисы для работы онлайн
Я решила использовать «Зум» для звонков, «Телеграм» для общения и «Гугл-диск», чтобы хранить записи лекций и загружать домашки.
Иногда я показывала презентации — хотела пользоваться доской «Миро», на которой можно рисовать схемы, но в итоге она не пригодилась. Еще многие рекомендовали мне доски «Падлет» — это сервис, где все участники могут размещать и редактировать картинки, схемы и текст на одном бесконечном листе. Возможно, в одном из наборов курса использую их.
После каждого дня занятий участникам приходил небольшой опрос: что понравилось, а что нет. Его я собрала в сервисе «Тайпформ», который, на мой вкус, выглядит приятнее, чем «Гугл-формы». У сервиса есть платная подписка, но мне хватало функций бесплатной версии. В этом же сервисе я составила анонимный финальный опрос о курсе: узнала, где участник увидел информацию о нем, какие задания и дни удались, а какие не очень, как соотносится цена с качеством.
Выбрать сервисы было легко: все пользуются «Зумом» и «Телеграмом», нет ничего удобнее и привычнее для работы с простыми текстами, чем «Гугл-документы», а доски «Миро» дают возможность рисовать красивые схемы. Тут можно только посоветовать пользоваться сервисами, которые вы и так знаете или тщательно изучили перед стартом проекта, чтобы ничего не сломалось в ответственный момент.
Смета
Техническая подготовка. Чтобы запустить такой маленький курс, как у меня, почти не нужны деньги. Для запуска я заказала дизайн сайта у друга за 20 000 Р, купила домен за 1100 Р и оформила ежемесячную подписку на «Редимаг» за 1200 Р.
Можно самостоятельно сверстать сайт на «Тильде» и не покупать домен — тогда получится запуститься с нулевыми вложениями.
На оплату продвинутой версии «Зума» на месяц я потратила 1000 Р.
Мерч и подарки. У меня было заложено 30 000 Р на аренду помещений для тех дней курса, которые сначала должны были пройти в офлайне. И еще 20 000 Р я собиралась потратить на мерч: 50 блокнотов и 50 выпускных журналов — это минимальный тираж в типографии.
Расценки я узнала в типографии ESH print, которую посоветовал друг: она специализируется на разных самиздат-журналах. Я отправила им запрос, встретилась, посмотрела на образцы и заказала расчет стоимости нескольких вариантов тиража и цветности. Чем больше тираж, тем дешевле одна копия, а чем больше цветов — тем дороже. Остановилась на тираже в 50 штук и печати в один цвет.
На сэкономленные от аренды деньги я купила кучу полезных подарков для участников и отправила их курьерской доставкой: это были книги, литературный журнал, наклейки, билеты в театр, подписка на сервис для чтения книг и маленькие бутылки шампанского.
Эксперты. Экспертам я решила платить 2000—3000 Р в час. Это позволило мне сохранить адекватную стоимость курса. Дальше я бы хотела увеличивать ставки, потому что приятно платить всем хорошие гонорары.
Чем именитее эксперт, тем больше он стоит. Многие организаторы курсов просто покупают «имя», чтобы выглядеть круче, но иногда даже хорошие специалисты в своей сфере оказываются слабыми преподавателями. Лучше звать тех, у кого есть педагогический опыт, чем тех, у кого популярные книги.
Непредвиденные расходы и реклама. На непредвиденные расходы я заложила 10 000 Р, как делала всегда в предыдущих проектах. Если бы вышло больше, я бы просто меньше заработала — это было некритично.
Еще 5000 Р заложила на рекламу в «Фейсбуке». У меня уже был опыт работы с их рекламным кабинетом — это единственное место, которое я умею настраивать сама. Кабинет ужасно неудобный, но реклама крутится эффективно и недорого. Подробнее про рекламу расскажу ниже.
Упрощенный вид моей сметы
На что | Сколько планировала потратить |
---|---|
Работа экспертов | 50 000 Р |
Подарки участникам | 30 000 Р |
Техническая подготовка: сайт, «Зум», три месяца «Редимага» | 25 800 Р |
Мерч | 20 000 Р |
Другие расходы | 10 000 Р |
Реклама в «Фейсбуке» | 5000 Р |
Итого | 140 800 Р |
Ваши траты могут кардинально отличаться. Например, если решите записывать видеоролики, нужно будет вложиться как минимум в аренду студии и работу оператора-монтажера. А если не будете звать экспертов, потому что сами во всем разбираетесь, сможете на этом сэкономить. Тут все индивидуально.
Сайт
После того как я подготовила программу, договорилась с экспертами и составила смету, начала работать над сайтом. Тексты были мои: я описала концепцию, содержание, расписание, представила экспертов и указала стоимость участия. Возможно, кому-то понадобится привлечь специалиста: хороший текст помогает продать продукт.
С дизайном мне помогал друг. Я подготовила для него доску с референсами на «Пинтересте». Это очень удобно, когда не умеешь четко описывать свои пожелания: можно вместе все посмотреть и обсудить.
Домен к сайту я цепляла самостоятельно, бесплатную «Яндекс-почту» тоже. Нанимать для этого программиста совсем не обязательно — просто следуйте инструкциям на сайте провайдера или воспользуйтесь пошаговым планом действий от самой почты.
Мой мудборд на «Пинтересте» помог дизайнеру сразу уловить, каким я вижу общее настроение проекта
Оферта и оплата
Оферта и договор. У меня ИП, поэтому я готовила договор для оплаты курса со счета юрлиц и ИП и оферту для физических лиц.
Скачать договор можно в интернете, образцы есть на любой вкус. На прошлой работе я выбрала один, упростила его и попросила бухгалтера проверить. Для курса взяла этот договор за основу и снова его поправила — переписала ключевые условия.
Эквайринг. Я долго разбиралась, какой эквайринг лучше подключить для платежной формы на сайте и нужно ли мне покупать онлайн-кассу. Оказалось, что до 2021 года касса не нужна для ИП, которые продают собственные услуги и у которых нет сотрудников.
С эквайрингом было сложнее: чтобы встроить платежную форму в «Редимаг», нужно или переходить на другой тарифный план, или создавать отдельный субдомен и прикручивать форму на отдельную страницу оплаты. Для моего маленького проекта это было слишком муторно.
Я решила, что буду просто выставлять счет как ИП каждому участнику. В моем банке счет можно оплатить просто картой на сайте — то есть участник получает ссылку на счет и оплачивает его карточкой. Вот как это работает.
Все желающие записаться на курс оставляют на сайте свое имя и электронную почту, на которую я направляю ссылку на счет и оферту. Оплата подтверждает принятие оферты.
Я заранее подготовила текст писем — со ссылкой на счет и приветственного, которое направляла после оплаты. Сохранила их в шаблонах внутри почты, чтобы делать все быстро.
Реклама и продажи участия
Для раскрутки курса я использовала собственные соцсети, рекламу в «Фейсбуке» и посты у дружественных блогеров.
Сначала я написала большой эмоциональный пост о том, что запустила первый собственный проект, в своем фейсбуке. Его репостнули 23 человека. Параллельно с этим я завела фейсбук курса, пригласила в него друзей и сделала там анонс. Еще раз в два-три дня я писала посты про курс, рассказывала подробности, знакомила с экспертами. Хорошо было бы писать чаще, но у меня была основная работа — в тот момент я была менеджером электронного издательства книг, — и я не успевала заниматься всем сразу.
Чтобы запустить рекламу курса в «Фейсбуке», я создала несколько объявлений с коротким текстом, выбрала аудиторию, у которой в интересах было писательство, книги, творчество и другие смежные категории, настроила демографический таргетинг. Еще я продвигала некоторые посты в группе курса, чтобы все участники и их друзья увидели сообщение.
Не могу сказать, что все получилось успешно. Один клик по ссылке стоил мне от 5 до 16 Р. Всего я потратила 4147 Р.
За месяц до курса у меня оставалось пять свободных мест — я сильно переживала, что ничего не продам. Тогда я попросила нескольких друзей написать что-то про мой курс, а потом обратилась к знакомому литературному критику, чтобы он написал пост у себя в телеграм-канале. В итоге продала оставшиеся места за два дня.
Общение с участниками
Я сделала план рассылок участникам: сначала они получали общую информацию о курсе, потом — ссылку на календарь с расписанием, затем — памятку, что нужно установить «Зум» и быть на связи в день старта. Все мои сообщения были подробными, чтобы участники чувствовали заботу и им было комфортно.
Незадолго до старта я создала общий чат в «Телеграме» и попросила всех рассказать немного о себе и поделиться списком любимых книг. Такой список помог завязать разговор: многие интересы пересекались — было приятно встретить человека, который тоже отметил твоего любимого автора.
Чтобы не засорять чат техническими вопросами, я создавала опросы через специального бота в «Телеграме». Например, спрашивала, все ли установили «Зум». Если человек не нажимал «да» в опросе, то через какое-то время я писала ему лично.
Занятия
За час до занятия я отправляла напоминание в чат, чтобы все успели закончить дела и перекусить, если нужно. За пять минут говорила, что самое время налить чай или кофе, и запускала «Зум», чтобы все начинали собираться.
По опыту первого набора я поняла, что занятие в онлайне не может идти больше двух часов подряд: это морально и физически тяжело. Иногда эксперты задерживались и занятие сильно растягивалось. Это было не круто.
Внутри самого занятия я старалась постоянно чередовать теоретические и практические блоки. Слушать сплошную лекцию сложно, да и малополезно для будущих писателей: если не будешь писать, то и не научишься.
Результат
Итогом первого набора курса был литературный журнал. Мы устроили день, когда все собирали коллажи со своим текстом и иллюстрациями под руководством эксперта из типографии, в которой я заказала печать.
Для этого я отправила участникам распечатки их текстов в разных форматах: во всю ширину листа, в два столбика, с выравниванием по левому или правому краю, а также клей-карандаш, ножницы и черный маркер. Остальные украшения участники искали у себя дома: краски, старые журналы, открытки, нитки и все, что придет на ум. Готовые страницы отсканировали — позже они вошли в печатный журнал.
Я скорее довольна, каким получился первый набор. Он был неидеальным, но для первого раза — вполне достойным. В опросе после курса была просьба оценить его по шкале от 1 до 10. Я получила шесть отзывов со средней оценкой 8,5.
Еще один участник написал мне в личку много прямолинейной критики. Читать такое сложно и грустно, но что делать. У меня тоже были вопросы к некоторым лекциям и практическим заданиям. Например, знакомство с участниками получилось скомканным, одна из домашек — непонятной, а одна из лекций экспертов — не самой полезной.
Сколько потратила и заработала
Всего я потратила около двух месяцев нерегулярной работы на подготовку и набор группы и месяц — на сам курс.
Я начала разработку программы еще в сентябре 2019 года. Сделала проект за месяц, потом еще четыре провела в страхе и нерешительности, месяц приглашала экспертов и дорабатывала программу. В итоге анонсировала запуск курса только в марте 2020.
Я работала одна, без продюсера или напарника. Зареклась больше так не делать: в некоторые моменты было сложно все успевать и просто хотелось чьей-то поддержки. То, что вся ответственность за курс лежит только на тебе, сильно давит: не можешь отойти от телефона, постоянно проверяешь чат, боишься простыть или проспать. Если нужно срочно принять решение — не с кем посоветоваться.
На первом наборе от участников я получила 228 000 Р. После уплаты налогов, комиссии банка за вывод денег и расходов на руках у меня осталось 66 000 Р. Частью денег я поделилась с другом, который помогал мне организовать некоторые дни на самом старте. На такую сумму не проживешь, но у меня не было цели сделать первый набор основной частью заработка.
Второй набор и планы на будущее
Пока я писала эту статью, решилась на второй набор курса, который прошел с 15 июля по 15 августа 2020 года. Чтобы его сделать, я позвала в напарницы подругу-писательницу и пересобрала программу: увеличила длину курса с 8 до 10 дней, разбила некоторые занятия на две части, пригласила еще больше экспертов.
В перерыве между наборами на сайте висела форма, в которой можно было оставить заявку на участие в следующем наборе. Там отметилось 37 человек. Еще до официального анонса второго набора я написала им письмо — подтвердилось 6 броней. После анонса я запустила рекламу в «Фейсбуке», попросила нескольких друзей сделать репост и продала оставшиеся 6 мест за полторы недели.
Это меня очень вдохновило, поэтому я объявила третий набор с 5 сентября по 10 октября. Сразу после анонса на сайте мне написали: одно место хотели купить в подарок другу — это было приятно.
Второй набор стоил немного дороже первого — 21 000 Р. Третий еще дороже — 23 000 Р: преподавателей стало больше, поэтому я больше трачу. Еще часть денег теперь отдаю своей партнерке по организации, которая помогает составлять программу.
С другой стороны, я же не трачусь на дизайн сайта и не покупаю блокноты. Еще я не обещаю участникам целую коробку подарков — это была экстренная мера, компенсация за перенос программы первого набора в онлайн. Во втором наборе я решила не делать печатный журнал в финале: это не так интересно, когда участники не находятся в одном творческом пространстве. Вместо этого мы записали аудиоистории. На этом я сэкономила около 50 000 Р.
Если я захочу сделать курс полноценной работой, а не проектом для души, то обязательно запущу платную рассылку — чтобы участники могли учиться самостоятельно. Для этого нужно будет записать видео с лекциями и тексты с описанием заданий. Это требует инвестиций, но когда затраты отобьются, уже не нужно будет сильно вкладываться — только в рекламу.
Еще я хочу запустить новые курсы и интенсивы на смежные темы, например про то, как писать роман или вести блог. Это поможет запускать разные программы каждый месяц и получать стабильный доход.
Я надеюсь все-таки провести набор в офлайне, когда пандемия коронавируса закончится. Мне нравится общаться с людьми, я хочу приводить их в неожиданные места — закрытые залы музеев, театральные залы или мастерские художников. Мне кажется, это может сильнее вдохновить и сплотить участников. А значит, я постепенно соберу вокруг курса сообщество людей, которые хотят писать и мотивируют друг друга. Звучит как исполнение моей давней мечты.